Menu

Почему мы не умеем делать автомобили

Был в истории развития России определенный период… скажем так, довольно специфический, характеризующийся некоторым отставанием в промышленности в общем и целом, во всех отраслях, кроме, пожалуй, ВПК. Период, когда все силы были направлены на освоение космоса и на повышение обороноспособности страны. В принципе, именно в этих областях мы действительно достигли определенных успехов, с чем никто не спорит (даже представители откровенно враждебно настроенных государств), но… Да, в космос мы полетели самыми первыми, наши танки являются одними из лучших в мире, наши истребители пятого поколения действительно являются многоцелевыми, в отличие от американских Raptor'ов, которые показали свою полную недееспособность при полетах в условиях дождя… Но при этом остается один весьма неприятный момент – в области производства товаров не военного и даже не двойного назначения мы безнадежно отстаем. И заметнее всего это становится при оценке рынка автомобилей – несмотря на все усилия, предпринимаемые отечественными производителями, вывести качество продукции на мировой уровень пока не удается.

И не только качество – если бы потребителю была предоставлена возможность выбирать между качеством и ценой, это было бы в принципе нормально. Но в текущей ситуации, когда пежо 208 купить новый можно дешевле, чем любой продукт производства отечественного автопрома, говорить о каком-то разумном балансе между качеством и ценой в принципе не приходится. Но почему, с чем это связано?

Многие грешат на несовершенство материальной базы. Это на самом деле один из принципиальных моментов – люди, работающие на производстве, наверняка еще помнят немецкие MAHO, поставлявшиеся в урезанном варианте, но все же поставлявшиеся, из-за чего советский станкострой довольно продолжительное время находился в состоянии, которое можно характеризовать как «расслабленность». Есть также определенные проблемы и с самим сырьем – если металлы и сплавы, выходящие по своим характеристикам за рамки простых конструкционных материалов, у нас получаются вполне неплохо, то обычные конструкционные стали, прямо скажем, мы варить так и не научились – вечно какие-то вкрапления, пузырьки воздуха, как в литье… об алюминиевых сплавах и вовсе говорить не приходится – то, что годно для самолетостроения, выпускается в крайне ограниченных количествах, а за рубежом из таких же сплавов уже давно делают и предметы бытового назначения.

Но самое главное – культура производства. Именно в ней нужно искать все корни всех проблем. И именно она в основном, кстати, определяла успехи советского машиностроения – первый БелАЗ простоял на выставке две недели на белоснежном постаменте и не испачкал его ни единой каплей масла. А сейчас мы так, увы, не можем.

.

                                           Новости   |   Ремонт и эксплуатация   |   Отзывы владельцев   |   Цены   |   Тест-драйв   |   Тюнинг   |  Статьи