Особенности гидростатических подшипников
С 1865 года человечеству известны гидростатические подшипники. Используется этот вид подшипников в самой разнообразной технике. Особенно востребованными они являются в тех случаях, когда относительно перемещения поверхностей, сопряженных друг с другом, нужно обеспечить на малых скоростях высокую несущую способность. Такая ситуация имеется, например, в радиотелескопах, металлорежущих станках, прокатных станах и тому подобном. Новую актуальность применение гидростатических подшипников в последнее время стала приобретать в связи с появлением новых, современных их видов, которые полностью соответствуют категории полноохватных и многокамерных.
Современные гидростатические подшипники в основе деятельности имеют подачу внутрь под высоким давлением смазки, весь подшипник в результате смазывается очень эффективно и полно. Основной особенностью работы таких подшипников является наличие в зазоре эпюра давления, несущая способность подшипника благодаря этому формируется в осевом направлении, а не в окружном, как в традиционных типах подшипников скольжения. В зазоре течение смазки позволяет избежать вихреобразования, которое в традиционных моделях создает неустойчивость. Полноохватная подача смазки и высокое давление делает подшипники более стабильными. Современные варианты имеют более высокое демпфирование и жесткость, могут регулироваться в очень широком диапазоне, способны работать при близких к нулю углах отклонения вала и эксцентриситетах ротора.
По сравнению с другими типами подшипников, гидростатические модели имеют целый ряд преимуществ. На любых скоростях скольжения они сохраняют высокую несущую способность. До пуска агрегата в опорах ротор имеется возможность поднять, поэтому при запуске граничная смазка и механический контакт отсутствуют, на трение идут очень малые потери. Долговечность подшипников довольно часто зависит от долговечности смазочной системы, поскольку при любой нагрузке и рабочих скоростях металлические части подшипника между собой не контактируют. Для работающих в режиме частых остановок и пусков агрегатов этот момент является особенно важным.
Типы смазки в современных гидростатических подшипниках могут использоваться практически любые. Помимо традиционных масел, в частности, они могут смазываться несжимаемыми жидкостями, водой, а также с углекислым газом, азотом, воздухом и другими сжимаемыми средами. Оптимальный тип смазки благодаря этой особенности можно подобрать для всех ситуация, в том числе и для совместимости со взрывоопасной или просто опасной средой, сопровождающей технологический процесс.