Автомобильные радиаторы
Автомобильные двигатели изначально охлаждали с помощью изогнутых гладкостенных труб из латуни или меди – змеевиков. Размеры трубы полностью определяли эффективность работы таких конструкций. Эффективность была тем выше, чем меньше была толщина стенок труб. Наружное ребрение змеевиков было предложено только в 1900 году. С его помощью конструкторы улучшили работу устройств. Эффективность работы возросла за счет того, что площадь охлаждаемой поверхности значительно выросла.
Мощность двигателей с начала двадцатого века стала расти стремительно, тепловые нагрузки росли вместе с ней. Первый пластинчатый паяный радиатор из латуни и меди появился в Штатах в 1911 году. Также была изобретена и конструкция, в которой внутри бачка по воздушным трубам пускался воздух. Нужного охлаждения двигателя и та, и другая система со временем обеспечить не смогли, потребовалось искать решения, которые стали бы принципиально новыми. Сейчас грузоперевозки из Москвы осуществляются транспортными средствами с совершенно другим внутренним устройством.
Выход нашелся в использовании вентиляторов совместно с новыми радиаторами. В теле радиатора существенно улучшить теплообмен помогал мощный воздушный поток, который создавался установленным за радиатором даже самым простым вентилятором из двух лопастей. Современные радиаторы шкода производятся с использованием уже несколько других технологий, но тогда решение было действительно революционным. Интересно, что на гоночных машинах в те времена радиаторы не устанавливались, поскольку большие скорости воздуха охлаждали двигатель естественным образом.
Сотовые радиаторы появились с ростом используемых водопроводящих трубок. До середины тридцатых годов они были достаточно распространенными. В системах охлаждения практически всегда присутствовали вентиляторы, но при этом конструкция их несколько менялась. До восьми лопастей могло быть в таких устройствах. Два вентилятора ставили на двигатели большого размера.
Производство сотовых радиаторов является достаточно сложным, они тяжелые и громоздкие, поэтому замену им стали искать достаточно быстро. Конструкторы искали варианты, которые обеспечивали бы лучшую теплоотдачу, но при этом занимали меньше места под капотом. Латунные донца появились у радиаторов именно по этой причине. Медные трубки стали запаивать в них, создавая медно-стальные трубчато-пластинчатые радиаторы. Однако стальные пластины имели достаточно большой вес. Кроме того, они плохо выдерживали вибрационные нагрузки, не имели коррозийной стойкости, та и теплообмен обеспечивали недостаточный. После эти пластины были заменены на медные ленты, теплоотдачу которые обеспечивали большую.